Стволовые клетки мозга: теперь и в оболочках

06.12.2016   по материалам Нейроновости

Исследователи под руководством профессора Питера Кармелиета (Peter Carmeliet) обнаружили ранее незнакомые клетки в мозговых оболочках новорождённых мышей. В ходе исследования выяснилось, что это стволовые клетки, которые обычно дифференцируются в различные типы нейронов ещё во время эмбрионального развития. Находка говорит о том, что нервные клетки-предшественники функционируют после рождения не только в областях, где нейрогенез уже доказали, что подчёркивает важность менингеальной ткани, а также возможный потенциал для разработки новых методов лечения повреждённого головного мозга. Результаты опубликованы в научном журнале Cell Stem Cell (IF=22.387).

Представления учёных о способности мозга расти, развиваться, восстанавливаться после травм и адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей нашей жизни гораздо более расширились за последние десятилетия. До этих открытий неврологи полагали, что мозг не способен регенерировать после рождения. Тем не менее, это мнение изменилось после того, как исследователи стали находить все больше доказательств способности мозга восстанавливаться в зрелом возрасте благодаря стволовым клеткам. Правда, считалось, что они, как правило, находятся только в тканях мозга, а не в его оболочках.

«Обёртка» важна не меньше

Раньше думали, что мозговые оболочки выполняют, в основном, лишь защитную функцию, амортизируя механические удары и сотрясения. Но оказалось, что с точки зрения науки их порядком недооценивали. Данные, собранные командой учёных, бросают вызов текущим представлениям: предшественники нервных клеток можно найти не только внутри мозговой ткани.

«Нейро-стволовые клетки, которые мы обнаружили внутри оболочек мозга, могут дифференцироваться в полноценные электрически-активные и функционально интегрированные нейроны. Для доказательства того, что стволовые клетки находятся в мозговой оболочке, использована техника чрезвычайно мощного одноклеточного РНК-секвенирования, способная определить характер отдельных клеток», — говорит профессор Кармелиет, руководитель Лаборатории ангиогенеза и сосудистого метаболизма в Везалиевском исследовательском центре города Лёвен, Бельгия.

Будущее за mater

Bifari et al., Neurogenic Radial Glia-like Cells in Meninges Migrate and Differentiate into Functionally Integrated Neurons in the Neonatal Cortex, Cell Stem Cell.

Оболочки мозга мышей в перинатальном периоде содержат популяцию нейрогенных клеток-предшественников, образующихся в процессе эмбрионального развития, которые мигрируют к каудальной коре и дифференцируются в нейроны в II-IV корковых слоях. Одноклеточное РНК-секвенирование дало весьма отчётливую характеристику: это по природе оказались нейрогенные радиальные подобные глие клетки, напоминающие нервные стволовые.

В этом открытии учёные видят неплохие возможности для клинического применения, хотя для этого, разумеется, требуется дальнейшая работа.

Всех волнует вопрос, могут ли эти стволовые клетки в мозговых оболочках восстанавливать повреждения головного мозга при нейродегенерациях. Однако, чтобы подробно ответить на этот вопрос, потребуется большее понимание молекулярных механизмов, которые регулируют дифференцировку этих стволовых клеток.

Как они активируются, чтобы стать нейронами разного типа? Можно ли терапевтически «похитить» их регенеративный потенциал, чтобы восстановить погибающие нейроны, например, при болезни Альцгеймера, Паркинсона, боковом амиотрофическом склерозе (БАС) и других нейродегенеративных расстройствах? Кроме того, возможно ли выделить эти нейрогенные клетки-предшественники из оболочек при рождении и использовать их потом для трансплантации? Вопросов много, и все они могут стать почвой для дальнейших экспериментов.

Марал Татова